Сообществом людей каменного века являлась(-ось):
Сообществом людей каменного века являлась(-ось):
Знаменитый памятник прикладного искусства — крест — в 1161 г. сделал мастер Богша (в крещении — Лазарь) по заказу:
Установите последовательность событий, которые происходили в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:
А — заключение Берестейской (Брестской) унии
Б — издание Ф. Скориной первой книги в Праге
B — утверждение III Статута ВКЛ
Г — основание Эдукационной комиссии
Первым высшим учебным заведением ВКЛ, открытым в 1579 г., являлась(-ся):
Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) выступала за:
Определите последовательность событий:
А — введение новой экономической политики
Б — образование Литовско-Белорусской ССР
В — первое территориальное укрупнение БССР
Г — подписание Брестского мирного договора
Установите последовательность событий:
А — принятие первой Конституции ССРБ
Б — начало индустриализации в БССР
В — образование Союза Советских Социалистических Республик
Г — первое укрупнение территории БССР
Определите одну из характерных черт белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:
Город, в котором с 1673 г. собирался каждый третий сейм (сойм) Речи Посполитой, обозначен на картосхеме цифрой:
Установите последовательность событий, которые произошли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:
А — заключение Люблинской унии
Б — основание Главного трибунала ВКЛ
В — заключение Берестейской (Брестской) унии
Г — принятие I Статута ВКЛ
После ликвидации корниловского мятежа большевики:
В XIV—XV вв. татары переселялись на белорусские земли в результате:
Улучшению материального положения трудящихся БССР в 1950—1960-х гг. содействовало:
В соответствии с курсом на ускорение социально экономического развития в период перестройки предусматривалось введение:
В первой половине XIX в. в Беларуси основными поставщиками сельскохозяйственной продукции на рынок были хозяйства, которые принадлежали:
Эффективному использованию выгодного геополитического положения и транзитного потенциала Республики Беларусь способствует политика, направленная на:
Запишите год, в котором мастер Богша (Лазарь) создал представленное на иллюстрации произведение прикладного искусства.
Установите соответствие.
А) административно-территориальная единица в ВКЛ, населенная крестьянами-данниками
Б) крестьянское хозяйство в ВКЛ в XIV–XVIII вв.
В) вид феодального земельного владения в ВКЛ, основанного на труде зависимых крестьян и направленного на производство продукции на продажу
Г) христианская церковно-административная единица в пределах определенной территории
1) дым
2) фольварк
3) епархия
4) волость
5) экономия
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А3Б2В4Г5.
Установите соответствие.
А) общественная группа людей, которая имеет наследственные (передаваемые по наследству) права и обязанности
Б) религиозное направление, вероисповедание с присущей ему обрядностью
В) форма организации жизни и деятельности сельского населения, при которой все вопросы внутренней жизни решались коллективно
Г) исторически сформированное сообщество людей с общей культурой, языком и самосознанием
1) этнос (народ)
2) община (громада)
3) сословие
4) конфессия
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В1Г4.
Установите соответствие.
А) одно из крупнейших течений протестантизма
Б) усиление влияния церкви на общественную и культурную жизнь
В) религиозно-политическая организация православного населения в ВКЛ
Г) процесс присоединения к польской культуре и распространение польского языка
1) клерикализация
2) братство
3) полонизация
4) кальвинизм
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Установите соответствие.
А) первое провозглашение ССРБ
Б) запрещение деятельности Товарищества белорусской школы (ТБШ) в Западной Беларуси
В) заключение Брестского мирного договора
Г) второе укрупнение территории БССР
1) 1918
2) 1919
3) 1926
4) 1937
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Установите соответствие.
А) акт Кейданской унии 1655 г.
Б) привилей великого князя Казимира 1447 г. только уроженцам Княжества
В) акт Кревской унии 1385 г.
Г) привилей великого князя Сигизмунда II Августа 1563 г.
1) передача государственных должностей и земель только уроженцам Княже
2) предоставление ВКЛ автономии под контролем Швеции
3) уравнивание в правах феодалов всех христианских конфессий
4) присоединение литовских, белорусских и части украинских земель к Короне Польской
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А1Б4В3Г2.
Установите соответствие между изображениями архитектурных памятников на землях ВКЛ в XIII—XVII вв. (современный вид) и их названиями.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А2Б1B3.
Определите три исторических события, которые произошли в первой половине XVII в.:
1) княжение в ВКЛ Сигизмунда II Августа;
2) первый раздел Речи Посполитой;
3) начало казацко-крестьянской войны;
4) интервенция Речи Посполитой в Россию;
5) принятие II Статута ВКЛ;
6) заключение Поляновского мира.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 235.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Белорусский исследователь, занимался изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. Основал в родном городе первый в Беларуси исторический музей.
Установите соответствие.
А) поэт
Б) скульптор
В) композитор
Г) кинорежиссер
1) Д. Смольский
2) С. Селиханов
3) И. Добролюбов
4) П. Панченко
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Установите соответствие.
А) процесс формирования мирового рынка капиталов, товаров, услуг, информации, установление взаимозависимых связей в экономической, политической и иных видах деятельности в условиях формирования постиндустриального общества
Б) наличие различных взглядов, мыслей, мнений по вопросам о путях развития страны и общества
В) всенародное голосование по важнейшим вопросам жизнедеятельности страны
Г) комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств с преобразованием их в продукцию (товары и услуги) и выведением ее на рынок для коммерческого использования
1) инновация
2) плюрализм
3) референдум
4) глобализация
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б1В2Г3.
Установите последовательность событий Великой Отечественной войны.
А) захват гитлеровскими войсками Могилева
Б) начало первого этапа «рельсовой войны»
В) начало операции «Багратион»
Г) создание Центрального штаба партизанского движения
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например АБГВ.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Уроженец Гродненщины. Биофизик, один из основателей гелиобиологии. Разработал метод и прибор ионизации воздуха. Установил зависимость между циклами солнечной активности и многими явлениями в биосфере.
Установите последовательность событий.
A) Присвоение Минску звания «Город-герой»;
Б) проведение XX съезда КПСС;
B) попытка государственного переворота в СССР (августовский путч);
Г) законодательное закрепление руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Беларуси.
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: ВГАБ.
Установите соответствие между памятником архитектуры второй половины XIX − начала XX в. и стилем, к которому он относится.
А) гостиница «Европа» в Минске
Б) костел Святых Симеона и Елены в Минске
В) Свято-Воскресенский собор в Борисове
1 — модерн
2 — псевдорусский
3 — классицизм
4 — сочетание романского и готического стилей
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А4БЗВ1.
Установите последовательность событий:
1) начало осуществления сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР;
2) второе укрупнение территории БССР;
3) второе провозглашение Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ);
4) подписание Рижского мирного договора.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 1234.
Выберите и запишите фамилию известного современного белорусского композитора:
Щемелев, Солтан, Савицкий, Ващенко.
Установите последовательность событий, произошедших в ВКЛ в середине XIII — первой половине XVI в.:
1) мятеж М. Глинского против верховной власти;
2) перенос Гедимином столицы в Вильно;
3) Грюнвальдская битва.
Установите последовательность событий. Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 123.
Определите правильные утверждения относительно развития белорусских земель в Раннем средневековье:
1) радимичи селились в верховьях Днепра и Западной Двины;
2) дреговичи селились в среднем течении Припяти, в болотистой местности;
3) славяне и балты вели схожий образ жизни;
4) важным шагом на пути к государству являлось возникновение дружины;
5) согласно «Повести временных лет» племенное княжение было у кривичей и радимичей.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Прочитайте выдержку из документа и запишите название крестьянской повинности, о которой сообщается в тексте.
«Кто б после заказа не вышел на работу, то за такое непослушание должен отработать за первый день два дня, не покидая территории панского двора, аза второй — четыре дня, тоже находясь при дворе. Если кто-либо не вышел на работу все три дня или на протяжении шести недель раз в неделю, то за эту неделю в цепях должен работать при дворе».
Определите три характерные черты социально-экономического развития Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в.:
1) использование исключительно командно-административных методов управления экономикой;
2) осуществление Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь;
3) государственное финансирование крупных промышленных предприятий;
4) запрет аренды и индивидуальной трудовой деятельности;
5) определение государством плановых социально-экономических показателей.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Генриховы артикулы А)___________власть короля в Речи Поснолитой. Право участия в управлении государством имело целое сословие — Б)___________, которое осуществляло свою власть через участие в В)___________.
Слова:
1) ограничивать
2) расширять
3) общий (вальный) сейм
4) магистрат
5) шляхта
6) мещане
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.